Вариант 10 класса

Вопрос № 1. Учёные нередко находят образцы вымерших организмов, весьма похожие на давно известные экземпляры, но заметно уступающие им по размерам. Возникает вопрос – это новый вид или молодые особи ранее описанных видов? Как вы думаете, какие дополнительные наблюдения помогают в решении такой дилеммы?

Вопрос № 2. В одной стране рядом росли старый сосновый бор, никогда не подвергавшийся вырубкам и убережённый лесниками от пожаров, и плантация тех же сосен, на которой растили и рубили деловую (идущую на строительство) древесину. Площади у бора и плантации были равны, и возраст тоже одинаковый: век. Как вы думаете, откуда за этот век в атмосферу поступило больше кислорода, с бора или с плантации? Учтите, что и там, и там кислород не только производился, но и тратился, нас же интересует именно конечный результат. Как вы можете обосновать свой ответ? Каким образом его можно было бы проверить?

Вопрос № 3. Бывает, что в двух человеческих популяциях, ныне практически изолированных друг от друга, распространена одна и та же наследственная болезнь. Какие наблюдения или эксперименты свидетельствовали бы за или против гипотезы о том, что соответствующие генетические изменения возникли в двух популяциях независимо?

Вопрос № 4. Наблюдения, проводимые в экономически развитых странах, показывают, что за последние сто лет частота рождения близнецов в них заметно выросла. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие дополнительные наблюдения или эксперименты помогли бы вам подтвердить или исключить предложенные объяснения?

Вопрос № 5. Школьница Саша отобрала мух-дрозофил с самым большим количеством щетинок на боках и скрестила их между собой. Их потомство имело в среднем на 2 щетинки больше, чем родители, и на 4 щетинки больше, чем исходная популяция. «Ура» – вскричала Саша, – я вывела новую породу щетинистых мух! Теперь их потомки будут иметь большое количество щетинок, и мы сможем продавать этих щетинистых мух любителям экзотических животных!» «Боюсь тебя огорчить, – ответила Саше её одноклассница Вика, – но никакую новую породу ты не вывела. Потомки твоих щетинистых мух не оправдают твоих ожиданий. Готова спорить на новые кеды – у них в среднем будет не больше щетинок, чем у мух из исходной популяции».

Как вы думаете, какие аргументы привела Вика в споре с Сашей? А может ли быть такая ситуация, что Саше все-таки удастся вывести новую породу мух за одно поколение отбора?

Вопрос № 6. Каждый белок должен производиться клеткой в определённом количестве: некоторых белков нужно больше, а некоторых – меньше. Количество произведённого белка зависит от нескольких факторов, и один из самых важных – это интенсивность транскрипции гена, кодирующего данный белок. Транскрипция генов регулируется специальными участками ДНК – промоторами. Часто учёные хотят знать, каковы функции данного белка, и иногда для этой цели ген интересующего их белка помещают под контроль специального промотора, который работает постоянно и очень активно. Это позволяет произвести необычно высокое количество изучаемого белка в живой клетке, и ожидается, что при таких условиях биологические эффекты этого белка будут хорошо заметны. Однако известно, что изучение функций белка в условиях его перепроизводства может привести и к ошибочным выводам. Как вы думаете, какие причины могут привести к неправильному определению функции белка в таких экспериментах?

Вопрос № 7. В геноме эукариот, в отличие от прокариот, встречается немало последовательностей, которые не кодируют белки и содержат многократно повторяющиеся подряд фрагменты небольшой длины (от 2 до нескольких десятков нуклеотидов). Для чего клетка может их использовать? А к каким негативным последствиям может привести их наличие?

© Жюри ШБО, 2017.