Вопрос № 1. У многих животных, особенно ведущих одиночный образ жизни, существуют такие поведенческие и анатомические защитные адаптации, что физическое приближение другого животного связано для приближающегося животного с большим риском опасных для жизни повреждений. Однако носители таких адаптаций нередко используют в размножении внутреннее оплодотворение, которое требует физического контакта партнёров. Какие дополнительные адаптации у таких организмов позволяют совместить наличие защитных адаптаций с возможностью размножаться?

Вопрос № 2. У дверей лаборатории профессора Чебуркова собралась шумная группка студентов.
— Посторонним вход воспрещён, — строго сказала вахтёрша Надежда Марковна. — В лаборатории хранится уникальная коллекция вирусов. Ещё совсем недавно люди умирали от этих болезней, но в последнее время заболеваемость удалось снизить до нуля, так что навряд ли найдётся другая лаборатория, которой удалось собрать и сохранить такие образцы.
— Вот потому-то мы и пришли, — заявили студенты. — Зачем хранить опасные вирусы, если этими болезнями никто не болеет? Чебурков наверняка работает над секретным биологическим оружием. Мы требуем уничтожения коллекции!
— Ну что вы! — возмутилась Надежда Марковна. — Профессор Чебурков — известный гуманист и борец за мир. Есть множество мирных причин сохранять и изучать эти вирусы. Если сами не догадываетесь, садитесь на скамеечку и я вам всё объясню.
Как вы думаете, какие доводы могла бы привести вахтёрша студентам?

Вопрос № 3. Для того, чтобы изучать ферменты, надо сначала их очистить. Интересно, что при этом ферменты часто выделяются в виде разнообразных агрегатов — филаментов, кристаллов и пр. Какую роль способность ферментов к образованию агрегатов может играть в жизни клетки?

Вопрос № 4. Аспирант Вася Пупкин поймал в раковине таракана и засунул его в секвенатор (прибор, определяющий последовательность нуклеотидов в ДНК). Когда секвенатор кончил работать, выяснилось, что среди полученных последовательностей имеются такие, которые соответствуют кускам геномов других организмов. Как вы думаете, фрагменты геномов каких организмов обнаружились в результатах, и откуда они там взялись?

Вопрос № 5. Есть плоды, например ананас, папайя и «киви» (актинидия китайская), которые используют в кулинарии для маринования мяса (или как гарнир к мясным блюдам). Мясо от этого становится мягче и легче усваивается, так как они содержат много ферментов, аналогичных по своему действию пепсину желудка человека. А как вы думаете, для чего эти ферменты в плодах могут быть нужны самому растению?

Вопрос № 6. В настоящее время распространяется точка зрения, что большие плотины — это зло, и не только новых строить нельзя, но и старые надо разобрать. К каким кратко- и долговременным последствиям для биоценозов могут привести планомерный спуск водохранилищ и разборка плотин?

Вопрос № 7. Грегор Мендель для своих опытов с горохом использовал семь моногенно наследуемых признаков, а у гороха всего-то семь пар хромосом. Иногда пишут, что ему попросту повезло и что все отвечающие за эти признаки гены находятся на разных хромосомах, поэтому сцепления генов он и не наблюдал. Однако более поздние исследования показали, что соответствующие гены локализованы лишь в пяти из семи хромосом. Как вы думаете, каковы могли быть причины того, что сцепление не было обнаружено Менделем?