Вопрос № 1. Некоторые организмы обладают способностью испускать свет, который сами они, очевидно, не способны увидеть. Какие объяснения такому явлению вы можете предложить? Рассмотрите разные варианты.

Вопрос № 2. В юности профессор Наплевайт любил подвергать сомнению общепринятые истины. Например, он решил проверить, существует ли фотосинтез. Вот что он написал в своём дневнике:
«Для проверки гипотезы о фотосинтезе я решил добавить растению углекислого газа, чтобы фотосинтез (если он есть) шёл эффективнее. Я упаковал комнатное растение в прозрачный полиэтиленовый пакет. От баллона с углекислым газом провёл трубочку и настроил подачу небольшого объёма углекислого газа в пакет с растением. Другое такое же комнатное растение росло, как обычно. В течение двух месяцев я не обнаружил никакой разницы в развитии опытного и контрольного растений».
Когда Наплевайт рассказал своему однокласснику Аккурату про то, что этот опыт опровергает существование фотосинтеза, тот поднял его на смех. Нам тоже кажется, что эксперимент Наплевайта был далеко не безупречен. Как вы думаете, в чём именно? Обоснуйте свои соображения.

Вопрос № 3. Чем дальше к северу, тем шире экологические ниши видов деревьев. Другими словами, северные виды деревьев приспособлены к выживанию в более широком диапазоне климатических факторов, чем их южные соседи. Как вы думаете, чем обусловлен этот эффект?

Вопрос № 4. В одной лаборатории изучали различные кормовые среды для выращивания шелковичного червя (гусениц шелкопряда Bombyx mori). Опыт проводили в стерильных условиях, и гусениц выращивали в чашках Петри, выстланных фильтровальной бумагой. Молодые гусеницы нормально развивались на предложенном искусственном корме, доходили до возраста окукливания, но вместо того, чтобы окуклиться, погибали. Однажды лаборант забыл положить в чашки фильтровальную бумагу, и личинки внезапно благополучно окуклились и развились в бабочек. Как вы думаете, что произошло в результате ошибки лаборанта?

Вопрос № 5. Для точной диагностики заболеваний в современной медицине используют маркеры — молекулы, которые гораздо чаще (или в гораздо больших количествах) встречаются у больных, чем у здоровых. Откуда могут браться такие молекулы? Какими свойствами они должны обладать?

Вопрос № 6. Профессор Аккурат похвастался:
— Я за несколько поколений с помощью отбора и скрещиваний вывел из крокозябров с серой окраской дикого типа смуглую форму.
— А... — сказал профессор Наплевайт, — я получил такую же форму за одно поколение с помощью радиационного мутагенеза.
— Не уверен, что с точки зрения генетических отличий эти смуглые формы совпадают, — сказал Аккурат.
— А разве это можно проверить? — спросил Наплевайт.
В самом деле, могут ли две этих формы иметь разные генетические отличия и как это проверить? Предложите несколько способов.

Вопрос № 7. Есть такие патогенные бактерии, у которых все гены, отвечающие за их патогенность, расположены в непосредственной близости друг от друга. Какие объяснение этому факту вы могли бы предложить?