Вопрос № 1. Как вы думаете, какие вещества проще синтезировать в промышленных масштабах — белки, жиры или углеводы? Почему?

Вопрос № 2.
— Иван Данилович!
Профессор оглянулся. Его окликнул студент-практикант, бережно протягивая пробирку, в которой болталось что-то полупрозрачное.
— Вот, профессор, в пробах, взятых в городской канализации, мне удалось обнаружить беспозвоночное, которого я не могу найти ни в одном определителе! И оно хорошо прижилось в нашем аквариуме и даже размножилось. Вдруг это животное нового вида?
— Или животные, — пробормотал профессор, рассматривая нечто сквозь стекло.
— Как «животные»? — не понял студент. — Оно же там одно!
— Не одно, если это колония. Вы помните, что такое колония, молодой человек? Как бы вы взялись отличить её от единого организма, имея в руках вот такой образец?
А в самом деле, как (назовите способы)? С какими сложностями может столкнуться студент, выполняя задание профессора?

Вопрос № 3. Когда ученые начали подробно изучать паразитизм в растительном мире, они описали множество грибов — паразитов растений. Однако позже оказалось, что многие из таких «видов» — всего лишь стадии развития одних и тех же грибов. Эти грибы характеризуются очень сложными жизненными циклами со сменой 2, 3, а иногда — и большего числа неродственных друг другу хозяев. При этом разные стадии этого цикла могут резко отличаться не только морфологически, но и биохимически. Как вы думаете, какие преимущества дает грибам столь сложный жизненный цикл?

Вопрос № 4. Многие растения «бонсай» получают путём сознательного ухудшения условий обитания и частого травмирования растений. По идее, такие растения не должны генетически отличаться от своих «небитых» родственников. Однако в некоторых случаях семена таких бонсай дают потомство, отстающее в росте от нормальных растений. Как можно объяснить это явление с точки зрения современной биологии?

Вопрос № 5. Ещё граф Монте-Кристо замечал, что к яду можно привыкнуть, начав с несмертельных доз и постепенно увеличивая дозу приема. Похожий эффект можно наблюдать и у бактерий: если длительное время выращивать бактериальную культуру на богатой питательными веществами среде в присутствии малых, постепенно повышающихся доз яда, то можно получить линию, переносящую в десятки раз бо́льшие дозы по сравнению с исходными клетками. Однако генетический анализ выведенных таким образом бактерий иногда показывает дефекты в некоторых важных клеточных ферментах. Почему так получается? Предложите различные варианты объяснений наблюдаемым фактам.

Вопрос № 6. В африканском озере Виктория до недавнего времени водилось огромное количество разных видов цихлидовых рыб (Cihlidae). В начале 60-х годов ХХ века в озеро завезли новый вид — крупную (до 10–20 кг) хищную рыбу Нильского окуня (Lates niloticus). Как и надеялись акклиматизаторы, нильский окунь быстро размножился, и местное население стало активно его добывать и даже коптить на экспорт. К 90-м годам ХХ века оказалось, что, во-первых, вода в озере стала мутнее, чем раньше, и, во-вторых, в отличии от прошлых лет, в озере гораздо чаще можно было встретить гибридов между разными видами цихлид, чем чистокровных представителей их исходных видов. Учёные думают, что все эти события взаимосвязаны. Предложите как можно больше вариантов таких взаимосвязей.

Вопрос № 7. Изучая разнообразие живых существ, биологи стремятся разделить их на более или менее чёткие группы — виды. Для решения этой непростой задачи используют разные методы, от сравнения морфологии и анатомии до молекулярной генетики и математической статистики. Используют и графические методы. Можно построить график, в котором оси абсцисс и ординат будут отражать соответственно состояние двух каких-нибудь важных для классификации признаков, а отдельные растения будут точками на плоскости между осями.


Рис.1


Рис.2


Рис.3

На рис. 1 показано, как выглядит график для двух групп, растения из которых, безусловно, относятся к двум разным видам (растения из разных популяций отмечены, соответственно, треугольниками и плюсиками). На рис. 2 — график для растений из двух разных популяций, которые, судя по всему, должны быть отнесены к одному виду. Как вы думаете, о чём может рассказать систематику график, изображенный на рис. 3? Почему вы так решили?